Н.М. Светлов (МГЛУ)
Цель доклада — дать сравнительную характеристику двух стратегий преподавания математических методов экономики, определить их место в формирующейся системе подготовки экономистов и менеджеров.
Интегрированная стратегия (ИС) отличается изложением дисциплин экономического и управленческого цикла (ЭУЦ) с использованием изобразительных средств математики. Дезинтегрированная стратегия (ДС) предполагает выделение из ЭУЦ курсов экономико-математического цикла (ЭМЦ).
ИС привлекательна тем, что студент, не владеющий математическим аппаратом курсов ЭУЦ, не может пройти по ним аттестацию. Квалификацию, таким образом, получает тот, кто будет в состоянии выполнять сложные экономические расчёты и принимать на их основе правильные управленческие решения. Недостатки: студенты, затрудняющиеся применять математику, при освоении ЭУЦ тратят на самоподготовку время сверх предусмотренного учебными планами либо принуждены отказаться от избранной специальности. Кроме того, практика показывает, что ИС иногда способствует догматическому отношению к формальному теоретическому аппарату экономических дисциплин.
Сегодня в России доминирует ДС. Её достоинства: большее количество часов на освоение дисциплин ЭУЦ+ЭМЦ; представление управленческих проблем в разном лингвистическом пространстве (естественный профессиональный язык versus формальный язык математики) и разными преподавателями, имеющими различающиеся личные позиции по излагаемым вопросам; возможность привлекать преподавателей с ограниченной математической подготовкой. Недостатки: опасность дублирования материала, множественность дисциплин в учебном плане, чрезмерные требования к математической подготовке студентов при изучении ЭМЦ, а главное — ориентация дисциплин ЭМЦ на овладение математическими методами в ущерб экономическим приложениям.
ИС мотивирует студентов с гуманитарным складом ума к освоению начал математики, а в условиях ДС изучение дисциплин ЭМЦ связано для них со стрессами и снижает показатели успеваемости. Студенты с математическим складом ума при ИС находят приложение своим способностям в сфере будущей профессиональной деятельности, а при ДС слабо мотивированы к поступлению на экономические и управленческие факультеты. Поступив, они уделяют больше времени изучению дисциплин ЭМЦ и не в полной мере развивают способности к карьерным достижениям в избранной области.
На основании вышесказанного можно заключить, что ИС в целом пригоднее для удовлетворения потребности в кадрах экономистов и менеджеров. Её результат меньше зависит от склада ума студентов. Всреднем цель учебного процесса может достигаться ценой меньших затрат. Переход на ИС облегчает интеграцию в европейское образовательное пространство. Но он связан с массовой переподготовкой кадров и с серьёзным пересмотром учебно-методической базы ЭУЦ.
Можно с достаточной уверенностью прогнозировать постепенный переход на ИС при подготовке экономистов и менеджеров. Вероятно, область применения ДС сохранится: с преобладанием ЭМЦ — при подготовке преподавателей, экспертов-аналитиков, сотрудников консультационных служб; с преобладанием базовых дисциплин ЭУЦ — при подготовке администраторов, специалистов по рекламе, связям с общественностью. При реализации ДС в рамках двухступенчатой модели высшего образования наилучший баланс между базовым ЭУЦ и ЭМЦ достигается при сосредоточении первого на бакалавриате, а второго — на магистратуре. Это повысит качество конкурсного отбора с учётом требований изучаемых дисциплин к обученности и способностям студентов.